Базисные условия поставки

Отношения между участниками внешнеэкономической деятельности регулируются внешнеторговыми контрактами, в которых особое внимание уделяется базисным условиям поставок. Данные условия определяют объемы обязанностей сторон (грузоотправителя и грузополучателя) по доставке товаров, а также устанавливают момент перехода рисков гибели/порчи/утраты товара от продавца к покупателю.

Транспортные расходы, которые подлежат распределению между сторонами контракта в соответствии с базисными условиями поставок, могут включать:

  • Стоимость подготовки груза к отправке;
  • стоимость организации и выполнения погрузо-разгрузочных работ;
  • стоимость международной перевозки грузов;
  • стоимость оформления страховки;
  • стоимость услуг складского хранения товаров;
  • расходы на оплату таможенных пошлин и т.д.

Определение базисных условий поставки

Базис поставки, в частности, порядок распределения расходов между импортером и экспортером, грузоотправителем и грузополучателем, всегда оказывает влияние на цену контракта. В основе базисных условий лежит понятие «franco» — освобождение грузоотправителя от расходов, связанных с транспортировкой, погрузкой и выгрузкой товаров на одном из этапов следования груза.

Чаще всего подписание контрактов осуществляется на основе действующих условий «Инкотермс-2000» – правил толкования торговых терминов, сформулированных Международной торговой палатой. Однако приоритетными все же являются условия контракта, а не условия «Инкотермс-2000» (последние носят всего лишь рекомендательный характер).

Возможные варианты распределения расходов, связанных с доставкой груза от продавца к покупателю (т.е. расходов на транспортировку, упаковку, маркировку, таможенную очистку груза, получение лицензий, разрешений, сертификатов и т.д.), описаны в «Инкотермс». При подписании контракта грузоотправитель и грузополучатель, опираясь на данные «Инкотермс», должны правильно определить момент перехода права собственности на груз и прописать соответствующее условие в договоре. Обратите внимание: вместе с правом собственности на груз одна из сторон контракта принимает на себя и риски его утраты или повреждения.

В соответствии с нормами «Инкотермс-2000» существует 13 вариантов разделения расходов грузоотправителя и грузополучателя, которые сгруппированы в 4 категории:

  • Группа E – отправление;
  • Группа F – основная перевозка не оплачена;
  • Группа C – основная перевозка оплачена;
  • Группа D – прибытие.

Варианты формирования коммерческих расходов по доставке товаров на основе условий поставок «Инкотермс-2000» представлены ниже:

Наши преимущества